Луженные кузова
Отправлено : Raimis, 11 Декабря 2000 в 10:32:45
Всегда ходили разные слухи про полностью или частично луженные кузова М-20 и М-21. А как предстоит на самом деле? Лудились ли кузова на заводе и в какой степени? Всегда или только в определенные периоды? Какие материалы для этого применялись?
С ув. Raimundas
Олово (припой) это конечно хорошо
Отправлено : Geezer, 11 Декабря 2000 в 13:51:56
DAN прав. Но не только огрехи штамповки, а ещЈ и места сочленения деталей, иначе швы, выводились
оловом (или оловянно-свинцовым припоем, чЈрт его знает). Много олова там, где задняя стойка
сростается с кузовом (в районе багажника). То же касается передней стойки. Бензобак освинцован (или
лужЈн) изнутри и снаружи. Горелкой краску с М-21 лучше не снимать, а в процессе сварки следить, чтобы
не потекло олово. Слой его иногда достигает 1 см. ШпаклЈвка таким слоем не будет лежать - лопнет. А
где потом найти мастера, который оловом машину выведет? Да и на олово краска хуже ложится, чем на
сталь. Вернее, легче отскакивает от олова...
Оловом выводились огрехи штамповки, потому олово мож
Отправлено : DAN, 11 Декабря 2000 в 11:21:53
ет быть в любом месте и в любом кол-ве. А может и не быть вовсе. В качестве антикора олово не
использовалось.
Re: Оловом выводились огрехи штамповки...
Отправлено : Raimis, 12 Декабря 2000 в 14:46:42
А вот интересно было бы узнать про технологию- каким способом олово наносили и чем
выравнивали.
С ув. Raimundas
Re: Оловом выводились огрехи штамповки...
Отправлено : Bek, 12 Декабря 2000 в 22:10:00
До изобретения пластмасс в качестве наполнителя использовался припой.
Он также использовался для устранения дефектов поверхности, таких как рябь,мелкие выемки и
впадины (как на "Победе":). Такой наполнитель был гораздо прочнее, чем его нынешние
заменители. Обычный кузовной припой, состоящий из сплава свинца и олова, имеет эффект
усиливающегося ремонта, в отличие от пластмассовых наполнителей, которые просто
заполняют поверхность. Кузовной припой, имеющий в своем составе 30% олова и 70% свинца,
при нагревании до температуры 180 град. становится пластичным (похожим на замазку) и
остаЈтся в этом состоянии вплоть до 260 град, прикоторой он превращается в жидкость.
Имеет смысл использовать кузовной припой только в тех местах, где его применение будет
наиболее эффективным. Соединение двух панелей - одно из идеальных мест в этом смысле,
поскольку припой будет затекать в место соединения и усиливать его, и, что еще более важно,
будет предохранять это место от ржавчины. Также можно применять на поверхности, где сталь
покрыта ржавчиной без сквозного повреждения.
Стальная поверхность должна быть тщательно очищена перед пайкой, т.к. припой не пристанет
к стали до тех пор, пока она не будет химически и физически чистой. Необходимо тщательно
очистить место пайки от краски, других защитных покрытий и ржавчины при помощи
пескоструйного аппарата. Краска вокруг места соединения (примерно 2 см от шва) счищается
при помощи ручной шлифмашинки или нагреванием "мягким" пламенем газовой горелки, после
чего отслоившаяся краска удаляется скребком.
Перед пайкой поверхность должна быть залужена, т.е. на ней создан тонкий слой припоя.
Обычный способ лужения начинается с покрытия поверхности флюсом, который необходим для
того, чтобы остановить процесс окисления стали (сталь чернеет). Флюс плавится при более
низкой температуре, чем припой, и, растекаясь по поверхности, предохраняет ее от воздействия
воздуха на время, достаточное для того, чтобы припой растекся по стали и соединился с ней. В
качестве альтернативы флюсу и припою можно использовать припойную краску - их готовую
смесь: порошок припоя находится в флюсе во взвешенном состоянии. Тщательно размешав
припойную краску, следует нанести еЈ на обрабатываемую поверхность толстым слоем.
Следующим шагом будет воздействие пламенем на нанесенную краску; при этом припой
плавится и растекается по поверхности стали. Точка плавления отчетливо видна, поскольку
тускло-серый цвет припойной краски при этом сменяется серебристым блеском расплавленного
припоя. Обычная ошибка при выполнении этой работы состоит в подаче слишком большого
количества теплоты в течение короткого времени. При перегреве металла происходит быстрое
испарение флюса и поверхность окисляется еще до того, как расплавляется припой. Если вы
собираетесь использовать газовую гореку, выберите средний размер сопла, установите "мягкое"
пламя (немного перекройте кислород) и осторожно поднесите его на нужное расстояние, но не
такое близкое, как при сварке.
После лужения на поверхности остается небольшое количество "отходов" черноватого цвета,
оставшихся от применения флюса, которые должны быть тщательно удалены перед нанесением
дополнительного количества кузовного припоя. Остатки флюса легко удаляются влажной
тряпкой. Нагрев участок поверхности размером с игральную карту, одновременно поднесите
припой к концу горелки, чтобы он нагрелся, но не расплавился. Через одну-две минуты, когда
панель разогреется до нужной температуры, попоробуйте приложить припой к месту
соединения. Если все готово, он расплавится до воскообразного состояния и приклеится к
залуженной поверхности. Теперь нужно распределить припой вдоль поверхности соединения с
небольшими регулярными интервалами. При этом даже не думайте о сглаживании поверхности:
все, что сейчас требуется - это нагреть припой до размягчения (в пределах 180-260 град.) и
распределить его по обрабатываемой поверхности.
На стадии сглаживания припоя применяется лопатка из нержавеющей стали. Теоретически
температурный диапазон, при котором припой находится в размягченном состоянии, кажется
достаточно широким, но на практике, когда вы держите горелку, он кажется узким. Нагрейте
кусок припоя на поверхности и держите рядом с ним лопатку. Периодически убирайте пламя и
нажимайте на припой лопаткой, проверяя его состояние. Однако, если нагревать припой
слишком долго, он расплавится и превратится в лужицу металла на полу.
Даже если поверхность слегка выдается наружу, потом можно выровнять это место
незасоряющимся напильником - припой очень мягок. Обработка напильником осуществляется
под всеми углами, начиная с внешних сторон и далее внутрь. Окончательное сглаживание
прозводится наждачной бумагой.
При применении кузовного припоя на больших плоских поверхностях, таких как дверная панель,
чтобы избежать теплового искривления поверхности, следует обрабатывать за один раз
небольшие поверхности и каждый раз охлаждать обработанную поверхность мокрой тряпкой -
это ограничивает распространение теплоты по панели.
Из книги "Кузовной ремонт легковых автомобилей" - Мн.: РА "Автостиль", 1998. ISBN 985-6162-
27-0.
Re: Дедушкины легенды
Отправлено : Mick, 11 Декабря 2000 в 13:21:37
Никогда кузова не лудились, так как в условиях конвейерного производства это просто нереально.
Действительно раньше штампы были несовнершенными и получить идеальную геометрию плоскостей
элемента было невозможно. Полиэфирных шпатлевок тоже не было. Применялось олово. А теперь
прикинте: решил дедушка свою "Победу" покрасить. Шкуркой давай ее драть, а там олова немеренно. Так
рождались легенды. Олова действительно тогда применяли много. Например, когда обдирали заднее
крыло ЗИМа, то горелкой сняли почти 6 кг олова.
Зато металл тогда был горячекатанный. Когда я со своей "Победы" краску всю снимал насухую, то протер
мокрой тряпкой. Так вот на "Жигулях" после высыхания остаются ржавые разводы. На "Победе" - нифига,
ни следа
Михаил