Очередной опус
Отправлено : Махно, 21 Мая 2000 в 15:04:20
Мы, вообще-то не местные, на УАЗе ездим, но, думаю, нижеизложенное будет интересно и ПОБЕДИСТАМ и ВОЛГАРЯМ.
Послушайте очередную Батькину сказочку.
НЕ ВЫБРАСЫВАЙ, СЫНКУ, СТАРЫЕ ЗАПЧАСТИ, ОСОБЕННО КОРЗИНЫ ОТ 21-Й ВОЛГИ!!! НЕ НУЖНЫ ПОКА – СМАЖЬ, В ТРЯПИЦУ ОБЕРНИ, ДА ПОКЛАДИ В СУХОЕ МЕСТО. АВОСЬ ПРИГОДЯТСЯ.
В преддверии вышеупомянутой сборки нового мотора, пришлось столкнуться со следующим явлением – вполне, впрочем, ЗАПРОГРАММИРОВАННОМ всем ходом НАШЕЙ истории – а именно: «КАЧЕСТВОМ ЗАПЧАСТЕЙ». Выглядело это так.
Лежало у меня несколько корзин от 21-й и УАЗа, разных лет выпуска, начиная с 50-х годов и до сего времени. Все - Б.У., ессно, но с целыми кожухами и очень приличными нажимными дисками – ровными, без к.л. следов «работы по заклепкам». И плохо в них, на первый, опытный взгляд, было только состояние осей-лапок-грибков: на осях и в отверстиях лапок - следы от иголок и роликов, а грибки, ессно, были изрядно подработаны выжимными подшипниками. Попутно я отметил, (и в свое время сообщил уважаемой Конфе свой наблюдения), что КАЧЕСТВО ВСЕХ ДЕТАЛЕЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ИХ ВОЗРАСТУ - чем больше их возраст, тем больше (выше) их качество, тем чише они изготовлены и тем выше качество их материала.
Но, будучи человеком русским (это - не национальность, а образ жизни + судьба), и, ессно, питая известные (и неискоренимые в нас всех) иллюзии, и «давимый жабой» в финансовом отношении (ну, действительно – какой смысл покупать две новые корзины, если ВПОЛОНЕ ВОЗМОЖНО починить 4 имеющиеся в наличии) , я взял 200 р и пошел в магазин. И купил (ну что бы –немного подумать над собственными наблюдениями!) 2 комплекта этих самых деталей. Принес их домой, поклал в отдельную коробочку, потом навалились всякие заботы и взял я их в руки только недели через 2 (менять - поздно!). Когда я их ВНИМАТЕЛЬНО рассмотрел, то понял, что, фамилия моего прямого предка в первом колене (я ношу фамилию матери) ни о чем не говорит - Я – РУССКИЙ 10 000 раз.
ВСЕ детали были сделаны из того материала, что должен идти на изготовление ГВОЗДЕЙ – они прекрасно обрабатывались не первой свежести
напильником, а подшипниковые поверхности отверстий в лапках, долженствующие быть ровными и блестящими, были выполнены тупым сверлом диаметром ровно на 0,5 мм больше, нежели требовалось. Ставить такие детали на любимую Машеньку было бы МНОГОКРАТНЫМ преступлением –как против нее, так и против самого себя, тем боле, что в отношении мотора предполагалась многолетняя перспективная программа – а именно балансировка нового, «сальникового» КВ С ДВУМЯ КОРЗИНАМИ.
Поняв про себя ВСЕ, и решив, что трат не избежать, я отправился обратно по магазинам. Но теперь я был уже умный - взял с собой маленький надфиль. Прихожу, прошу показать корзину, верчу ее в руках и так незаметненько пробую ее детальки надфилечком. Один магаз, второй, пятый. НАДОЕЛО! ВСЕ КОРЗИНЫ СДЕЛАНЫ ИЗ Ст3. !!!!!!!!!! ВСЕ ИХ ДЕТАЛИ!!!!
Через 5-10 тыс. км. пробега такие корзины надо будет «бросать в орешник» или ремонтировать с той же перспективой, тратя силы и нервы и СБИВАЯ БАЛАНСИРОВКУ. Значит - деньгами проблему - НЕ РЕШИТЬ!!!.
Прихожу домой, очищаю верстак, раскладываю ИМЕЮЩЕЕСЯ, внимательно смотрю. УАЗовская корзина 95-го года – чуть лучше, чем те, что я видел в магазинах, но то же – г…но., да и выступы нажимного диска, призванные ходить в прорезях кожуха низковаты и здорово «пропилили» своими «литого качества» краями эти самые прорези – НА ПОМОЙКУ! Остается 3 корзины от 21-й Волги. Но у них внутренний диаметр нажимного диска на 5 мм меньше, чем у УАЗовского – наш ведомый диск - не входит! Ладно, можно и проточить, это нам не помеха, тем более, что все равно - балансировать. Смотрим дальше. Оси и лапки - из ХОРОШЕГО металла, напильник их не берет (как и нажимные диски!). Ну, есть, конечно, следы вдавливания иголок и ролика, но, с другой стороны, можно расценить их, как максимально возможную деформацию. Площади контактов увеличились МНОГОКРАТНО, и вряд ли увеличатся еще, тем более, что я ничего не разукомплектовывал - каждая деталь помечена, и продолжит работу НА СВОЕМ МЕСТЕ со старыми друзьями. Покопался в закромах – нашел горсточку «старорежимных» нехоженых «грибков»- их напильник тоже не берет. ХОРОШО!!!!
НО СУММАРНОЯ ДЕФОРМАЦИЯ всей системы лапок составляет порядка 1 мм. При сборке корзины это приводит к тому, что «грибковый» конец лапки «уходит» в направлении к маховику приблизительно на 5-7 мм и, для выдерживания штатного размера от верщины грибка до плоскости маховика, придется грибок сильно вывернуть из лапки. А грибок – деталь хитрая: вывернул чуть больше - его контровочная прорезь уйдет внутрь резьбового отверстия в лапке – не законтришь его! И наоборот - если его вкрутить почти до отказа - дно прорези выйдет из резьбы – опять не законтришь! А выдерживать упомянутый размер - НЕОБХОДИМО, иначе сильно изменится геометрия работы всех рычагов – и самой лапки, и, что наиболее важно, вилки выжимного подшипника, что приведет к увеличению усилия на педали и ее хода.
Компенсировать ЭТО можно только уменьшением высоты ВИЛКИ – ОПОРЫ лапки на кожухе.
Путем измерения, нашел отношения плеч рычага (лапки). Эта величина- 5.2.
Собираю корзину на 3-х пружинах (для облегчения работы), ставлю ее на маховик на 3 гайки, высотой 9,5 мм, вворачиваю грибки на некую среднюю величину, позволяющую впоследствии надежно их законтрить.
Замеряю расстояние от верха грибков до пл. маховика, записываю. Это- величина В1. Для того, чтобы грибок принял НУЖНОЕ положение (скажем – «В», См. инструкцию), надо уменьшить высоту вилочки на (В – В1) : 5,2 = А.
Разбираю корзину. Снимаю вилки с лапок (НЕ МЕНЯТЬ МЕСТАМИ ДЕТАЛИ!!!!). Измеряю расстояние от опорной поверхности до лыски отверстия под ось. Записываю. Замерить надо с обоих сторон – вилка м.б. немного кривовата. Скажем, получились значения С1 и С2. Берем среднее- (С1+С2) : 2 = С.
Эту вел-ну НАДО уменьшить на «А». Т.е. размер вилки от опоры до лыски отверстия д.б.: С – А = Д.
Беру напильник, и, не спеша, обрабатываю опорную поверхность вилки, часто замеряя штангеном. Надо помнить, что промашка в 0,2 мм вызовет смещение грибка аж на целый 1 мм. Поэтому-то и «НЕ СПЕША». Вилка - единственная деталь, сделанная из мягкой стали, пилить ее легко. Если ее щечки сильно изношены – смело можно ставить новые, из магазина.
Как Вы поняли, речь идет о корзинах старого образца – «с грибками». Изначально эти корзины комплектовались 6-ю пружинами (хотя мест под них – 9). С увеличением мощности мотора, потребовалось увеличить усилие прижима – начали ставить все 9 пружин, но это вызвало перегрузку болтов крепления вилок к кожуху. Болты стали нередко рваться. И не мудрено - всего М8х1 !!!!.Перешли на ГАЗовскую конструкцию – там силовая деталь выглядит как М10х1. У меня самого в прошлом годе именно это и случилось – оборвался болт. А с 9-ю пружинами – все-же лучше! А вилочки – на болтиках 8х1! Что делать, дорогая редакция?
Рассверливаю отверстия в вилках и нарезаю М10х1. Рассверливаю до 10 мм отверстия в кожухах. Подгоняю болты М10х1 по высоте – до 15 мм.
Собираю корзину на 6 пружинах – чтобы выбрать ВСЕ зазоры, ставлю на маховик, несколько раз прожимаю ее, для того, чтобы детали заняли свое привычное положение. Контрольный замер. Вот эту лапку надо еще немного подпилить. Разобрал – собрал. Замерил. ХОРОШО!!!. Чуть подправил положение грибков. Снова разобрал – осторожно, чтобы не изменить их положение. Снял лапки с диска, законтрил грибки. Смазал (НЕ ЛИТОЛОМ, а ТРАНСМИССИОНКОЙ!!!!) . СОБРАЛ на 9 пружинах. ВСЕ!
Да, совсем забыл – перед всем этим сходил в троллейбусный парк, там мужик мне за 70 р все 3 диска проточил минут за 40- что бы родной ведомый встал на место.
Может кто скажет: «Возни-то сколько! Да я лучше ежегодно, а то и чаще - на сервисе ВСЕ сделаю!». – ВОЛЬНОМУ – ВОЛЯ, да и свои проблемы – у каждого! Я, например, за четверть века езды – ни разу на сервисе не был и не собираюсь, а кто-то там просто «живет». Каждому - свое! Спорить не буду. А кому-то, м.б., мой опыт поможет старенькую машинку на ноги поставить, и ездить на ней в свое удовольствие, не тратя на ее содержание и ремонт бешенных денег.
НУ, ЧО, СЫНКУ, ХОРОШАЯ СКАЗОЧКА? АХ – ТЫ СПИШЬ УЖЕ! НУ- СПИ, СПИ! БАЮШКИ-БАЮ!
Со всеобщим уважением. Андрей. 20.05.2000 г.

Hosted by uCoz