о пользе полнопоточных фильтров ( ЗР 03 за 1975) (+)
Отправлено : DAN, 18 Августа 2003 14:29:21
*В чем причины износа двигателя? Одна из главных - абразивные частицы, разрушающие пары трения. Они прорываются извне через воздушный фильтр и карбюратор, но в основном - образуются "внутри" двигателя - это частицы нагара, металлическая пыль, асфальто-смолистые частицы - продукты износа трущихся деталей, неполного сгорания топлива и разложения масла. Сегодня мы будем говорить о борьбе именно с "внутренним врагом" - о фильтрации моторного масла и вылавливании из него вредных примесей.
Немного истории. Развитие моторостроения тесно связано с производством соответствующих моторных масел. Так, в 50-е годы "автол" и СУ предопределили в конструкциях автомобильных моторов тех лет двухступенчатую систему с фильтрами грубой и тонкой очистки. Причем первый, через который проходило все масло, задерживал частицы размером более 120 микрон, а второй, через который шла лишь часть его, - более мелкие.
Дело в том, что масла тех лет не обладали диспергирующими (то есть разделяющими) свойствами, и продукты за-грязнения их слипались в крупные асфальто-смолистые частицы, которые быстро забивали основной фильтр - грубой очистки (если помните, его нужно было ежедневно проворачивать вручную, счищая с пластин грязь). Второй фильтр - тонкой очистки - работал параллельно с основным и очищал лишь часть масла, находящегося в обороте. Количество примесей после заливки свежей смазки постепенно нарастало до определенного уровня, при котором возникала необходимость новой замены. Заводы рекомендовали владельцам старых "москвичей" и "волг" периодичность смены масла в двигателях через 2-3 тысячи километров, что как раз и соответствовало накоплению в масле примерно 1,5 процента вредных частиц. Тогда же и нужно было установить "свежий" элемент фильтра тонкой очистки вместо прежнего, полностью забитого отложениями грязи, и выпустить отстой из фильтра грубой очистки.
В 60-е годы появилось новое масло АС-8 с улучшенными физико-химическими характеристиками и комплексной присадкой ВНИИНП-360. Загрязняющие его абразивные частицы уже не слипаются и не выпадают в осадок. Это обстоятельство существенно облегчает процесс очистки: ведь система масло-грязь более однородна, и можно равномерно профильтровать всю смазку, поступающую в двигатель.
А как "работает" такое масло или, например, современное М10Г в "волгов-ском" двигателе ЗМЗ-21?
В фильтре грубой очистки грязь совсем не задерживается, так как ее частицы для этого малы. Зато в фильтре тонкой очистки она очень быстро забивает поры картонного элемента и блокирует фильтр - очистка масла резко ухудшается. При старых маслах типа СУ крупные частицы задерживались, как вы помните, фильтром грубой очистки и на поверхности картонного цилиндра фильтра тонкой очистки,не проникая в его поры. И при неизменной системе очистки замена масла, хотя само оно намного лучше, требуется столь же часто, как и раньше. Словом, преимущества современных моторных масел при старой двухступенчатой системе очистки сводятся на нет.
Как быть? Перейти на полнопоточную фильтрацию масла по типу "Мо-сквича-412" или "Жигулей". На своей "Волге" ГАЗ-21 я заменил фильтр грубой очистки фильтром "Москвича" и полностью исключил прежний фильтр тонкой очистки.

Hosted by uCoz