КПП М-21 (обмен опытом ) (+)
Отправлено : Geezer, 12 Марта 2003 03:13:54
Была у меня старая убитая коробка для М-21 (не автомат!!!), и я решил сделать из неё новую. Разобрал, произвёл дефектовку деталей, прикупил новых на замену и давай собирать. Значит так, новые: вторичный (ведомый) вал, шайба упорная (под штифт), шестерня 2-й передачи, синхронизаторы, муфта включения 2-й и 3-й передач в сборе со ступицей, первичный (ведущий) вал, ось блока шестерен и его роликовые подшипники, крышка с механихмом и вилочками. Ну ещё новые маслоотражающие шайбы и подшипник ведущего вала тоже новые. Старые: собственно корпус, блок шестерен, шестерня 1-й передачи, шестерня заднего хода с осью, подшипник ведомого вала. Судите сами - почти всё новое.
Пытаюсь собрать. Одеваю на ведомый вал упорную шайбу (ту, что под штифт), шестерню 2-й передачи кольцо синхронизатора, дальше латунную шайбу, напрессовываю ступицу муфты включения 2-й и 3-й передач. Дальше, книга пишет, нужно обеспечить осевой зазор между шестернёй 2-й передачи и получившимся бутербродом в пределах 0,1 - 0,3 мм путём подбора нужного количества калибровочных шайб. Это такие тоненькие "снежинки" 0,2 мм толщиной. Изначально в этой КПП их стояло 2 шт. Всё это венчается стопорным кольцом под названием "фиг наденешь" :-).
Так вот, после нанизывания всего вышеназванного на вал, там не осталось никакого зазора, ни места для калибровочных шайб. С горем пополам ОНО всё таки прокручивалось. Хорошо. Пробую собирать дальше. Надел для приличия шестерню 1-й передачи на противоположную сторону вала, засунул всё это в корпус, предварительно положив на дно КПП блок шестерен.
Взял ПЕРВИЧНЫЙ вал с уже надетым подшипником, приклеил на Литоле ролики (кто разбирал знает, о чём я говорю). Надел кольцо синхрона, и, значит, пробую всё это собрать. Упирается мой синхрон в ступицу муфты, а подшипник первичного вала ещё на 1 мм не сел до конца, в смысле, стопорное кольцо в корпус не упёрлось. Пробую поставить старое кольцо синхрона - тогда с горем пополам всё это собирается.
Ну собрал коробку, поднял блок шестерен со дна, нанизал его на ось. Смотрю, а шестерня второй передачи со своей подругой на блоке как-то со сдвигом стоят. Проверяю шайбы блока шестерен - всё правильно, ничего не перепутал.
Свинтил всё это (хорошо хоть без герметика). А на душе так неприятно - почему это КПП из новых деталей собираться не хочет.
Ну через неделю не вынесла душа поэта... Разобрал коробку по косточкам и давай вымерять новые детали и сравнивать со старыми. Первым делом грешил на упорную шайбу - она как будто слишком толстая. Ан нет! Нормальная она - 5 мм, как и положено. Тогда измеряю осевое расстояние между торцами шестерни 2-й передачи. ВОТ ОНО!!! Моя новая шестерня показывает 40,2 мм. А другая тоже новая 39,8 мм. Хорошая ошибочка в +0,4 мм!!! Вот он где мой зазор и две "снежинки".
Ещё неделю искал шлифовщика с плоскошлифовальным станком, потом потратил неделю, чтобы забрать заказ. И вот вчера ОНА СОБРАЛАСЬ!!! И даже передачи переключаются.
Ещё хотелось бы обратить внимание уважаемых коллег вот на что: осевой зазор между торцом кольца синхронизатора (нового) и торцом соответствующей ему шестерни должен быть в пределах 0,8 - 1,25 мм. При зазоре меньше 0,3 мм нужно менять кольцо синхрона (а может и шестерню тоже). Так вот, на новых деталях этот зазор был где-то 1,8 мм. А этот момент тоже мешает красиво собрать коробку. Бороться с таким большим зазором нужно притирая конические поверхности латунного кольца и шестерни. Я это делал с помощью абразивного порошка и произвольно взятого машинного масла (кажется, под руку попала трансмиссионка).
Довёл зазор до 1,3 мм, а остальное оставил на самостоятельную приработку на машине.
К чему я всё это пишу: нельзя безоговорочно доверять запчастям. Даже из старых "дедушкиных" запасов. Правильно говорил DAN - запасные части это детали второго сорта.
А ведь не всегда есть под рукой шлифовальные станки, чтобы доводить их до ума.
Спрашивайте, что интересно по КПП, может что полезное отвечу, пока сам не забыл.
Дмитрий и М-21Л 1963 г.
Hosted by uCoz